Здоровый образ дела

«Моя идея – это партнерство», – считает основатель и единственный владелец крупнейшей в Польше фармкомпании Polpharma и мажоритарный владелец казахстанского «Химфарма» Ежи Старак. В своем бизнесе он сделал ставку на консолидацию предприятий в родной Польше. В перспективе же он задумал масштабную инвестиционную программу в Казахстане ($110 млн до 2016 года) и развитие биотехнологий на базе завода в Старограде Гданьском.

В полном соответствии с поговоркой «Шерше ля фам» началась бизнес-карьера владельца крупнейшей в Польше фармкомпании Polpharma Ежи Старака. После учебы в Польше благодаря своему отцу-военному он уехал в Италию – в годы советского протектората найти возможность вырваться из соцлагеря было едва ли не самой главной целью у поляков. Там он начал работать ассистентом главы компании, которая производила оборудование для фармацевтической промышленности. «Там я познакомился с прекрасной блондинкой, и с этого началась моя бизнес-история», – посмеивается сам пан Старак. Блондинка была дочерью его шефа, и все вместе: успехи в продажах, личное обаяние и наработанные связи с Польшей – позволили заработать начинающему бизнесмену свои первые деньги. В этой фирме он работал до 1985 года.

В 1981 году, когда социализм уже начал терять свои позиции, в Польше вышел закон, позволяющий учреждать частные компании, – с условием, что в них будет работать менее шести человек. Он уговорил своего шефа принять участие в своем бизнесе и вложил деньги в поставки продуктов в Польшу: в 70–80-х годах XX века в Польше был дефицит продуктов. «Был только уксус, да и тот по карточкам», – припоминают очевидцы. Особенно болезненно поляки воспринимали отсутствие мяса. Поэтому Ежи Старак предложил своему шефу заняться поставками мяса кроликов и других продуктов. Этот проект сделал компании Ежи Старака крупнейшими в своей отрасли. «У меня было преимущество: я знал всех директоров, которые покупали у меня оборудование для производства как фармпродукции, так и напитков – пива, вина, шампанского, томатной пасты», – вспоминал он.

Через несколько лет он организовал на паритетных началах СП с производителем продуктов питания Nutricia. «Ко мне пришел директор крупнейшего завода по производству детского питания и попросил принять участие в приватизации – ему нужен был стратегический инвестор. Так я вошел в компанию. Впрочем, в операционную деятельность компании я не вмешиваюсь, прихожу только по итогам года, когда наступает время получать дивиденды», – смеется бизнесмен.

Также он учредил СП с Colgate – после того как американская компания зарегистрировалась в Женеве и построила с нуля завод в Польше. А в 2000 году, после развала Советского Союза и соцлагеря он едет в Польшу и принимает участие в приватизации в стране – покупает небольшой завод, который впоследствии примет название «Медана» и будет консолидирован в составе группы Polpharma. Примерно в те же годы бизнесмен учреждает СП с Sanofi и Biocom. С тех пор еда, фармацевтика и косметика стали главными сферами его деятельности.

Помимо этого, Ежи Старак вошел в бизнес по производству рапсового масла, которое может также использоваться для нужд фармацевтики или служить базой для биотоплива. «Сначала мы взяли завод в лизинг, но потом я нашел партнера, который разбирается в этом деле лучше, чем я, и передал оперативное управление. Моя идея – это партнерство. Потому что необходимо тратить деньги на развитие, а на это нельзя направлять больше определенной суммы – скажем, 5–10% от оборота. Поэтому необходима консолидация – маленьким компаниям не под силу масштабные исследования».

Но главным событием в бизнес-судьбе пана Старака стала покупка в 2000 году завода Polfa в Старограде Гданьском, которая позволила ему занять лидирующие позиции на польском фармрынке, – предприятие производило ампулы, шприцы, а также различные лекарства. «Я пришел к моим французским партнерам и предложил им купить, но они сказали, что хотят заниматься производством оригинальных лекарств, а ампульный завод у них уже был», – рассказал г-н Старак. Поэтому бизнесмен приобрел польский завод самостоятельно. По словам г-на Старака, компаньоны через некоторое время передумали и захотели вернуться, но он не согласился и стал вести фармбизнес сам и теперь уделяет ему, по его собственным оценкам, до 95% своего времени. «Шымкентский завод сейчас представляет собой нечто подобное тому, чем Polpharma была 13 лет назад. Пришлось все переделать и не обращать внимания на эстетику, потому что важно не то, как это выглядит, а то, как отлажены процессы, пройдена ли сертификация по GMP, как отлажен менеджмент», – говорит он.

Впрочем, об эстетике пан Старак тоже не забывал и теперь считается в Польше одним из крупнейших меценатов (см. справку). Не забывал он и о науке: уже в 2001 году он учредил собственный частный фонд, который ежегодно вручает гранты как уже состоявшимся, так и молодым ученым за исследования в области медицины.

С тех пор бизнесмен приобрел несколько предприятий по выпуску различных лекарственных форм в Польше и России («Акрихин»). Последним крупным приобретением стала покупка 50% завода «Химфарм» в Шымкенте. В настоящее время оборот компании составляет более $1 млрд, а продажи в последние четыре года увеличиваются на 20% в год. Компания входит в топ-30 фармкомпаний по выпуску дженериков, портфолио составляет около 600 продуктов, еще 500 находятся в стадии разработки. Состояние пана Старака и его жены Анны Возняк-Старак, согласно польскому списку Forbes за 2013 год, оценивается в 3,05 млрд злотых.

Теперь же г-н Старак делает ставку на биосимиляры – аналоги синтетических лекарств, сделанные на базе биоматериалов – бактерий и вирусов. Бизнесмен уверен, что будущее фармацевтики – именно за биосимилярами, несмотря на то, что на их испытания и регистрацию требуется больше времени (не два года, а восемь лет) и более чем втрое больше денег на обычный продукт (до 100 млн евро). Отсюда и другой фактор риска – цена: производители дженериков (лекарств, которые могут выпускать различные компании после того, как они потеряли патентную защиту) не знают, какую цену выставит производитель оригинальных препаратов.

 В «Химфарме» пан Старак запланировал масштабную инвестпрограмму стоимостью $110 млн, рассчитанную до 2016 года. За неполные два года присутствия Polpharma добилась трех сертификатов GMP. Предполагается, что «Химфарм» станет площадкой для поставок не только Казахстану, но также России, странам Центральной и Юго-Восточной Азии. Также Polpharma подписала соглашения о сотрудничестве с тремя вузами Казахстана. В частности, компания планирует обучать как преподавателей, так и студентов методам и технологиям контроля качества в фармацевтике. Эта мера должна нивелировать кадровый голод, актуальный для «Химфарма», впрочем, как и для всего Казахстана.

Красота на весь офис

Ежи Старак занимается не только фармацевтикой, но и искусством, отдавая предпочтение современному. Оценить вкусы пана Старака можно прямо в офисном здании компании, где размещена часть его коллекции. Предпочтение он отдает польским художникам, фотографам и дизайнерам, но и авторов из других стран не сторонится. «Сейчас они сами ко мне приходят», – улыбается он. Также он помогает устраивать выставки молодым художникам.

http://www.kursiv.kz/freshkursiv/details/svoi-biznes-weekly/Zdorovyj-obraz-dela/

Издание: КурсивЪ
Дата: 20.06.2013
Автор: ИРИНА ДОРОХОВА

Это может быть интересно