«Флакон оказался дороже препарата». Что привело к дефициту казахстанских лекарств?
Представители отечественных фармкомпаний рассказали, из чего складывается цена и почему возникла нехватка лекарств и средств защиты.
"С предельными ценами на лекарства полный бардак"
Вячеслав Подшивалов – начальник юридического отдела ТОО "Досфарм"
С предельными ценами на лекарства полный бардак. В марте на всех заводах подорожало сырьё, а мы поднять цены не можем. Пришлось производство некоторых позиций приостановить. Причина одна – невыгодно продавать по таким ценам.
В Казахстане не производят сырьё, флаконы. Мы заказываем флаконы и бутылочки из России, а порошок, из которого производят препарат, – из Европы, Китая и Индии. В Европе приоритет отдали европейским компаниям. Наш товар, заказанный ещё в начале года, обещают отгружать в октябре-ноябре.
Флаконы подорожали, тенге просел, плюс ко всему доставка стала дороже. Из-за пандемии дополнительные требования по санитарной обработке машин ввели, а это дополнительные траты.
Читайте также: "Из аптек исчез анальгин". Что изменилось с вводом предельных цен на лекарства
Сейчас заводы по производству субстанции и флаконов работают только по предоплате. Китайский партнёр изменил условия: раньше товар доставлял до Алматы, сейчас – самовывоз. Это значит, что мы платим отдельно за товар, отдельно за доставку. Порошок обходится нам дороже.
Есть проблемы и с отгрузкой товара из-за закрытия границ. Мы флаконы из Китая ждали три месяца (обычно на это уходило 15-20 дней). Грузовой самолёт облетел полмира, побывал в пяти странах, прежде, чем приземлился в Казахстане. В результате флакон оказался дороже лекарства.
Сейчас сырьё у всех производителей закончилось, а новая партия поступает с опозданиями, отсюда отсутствие препаратов в аптеках.
В марте мы обращались в Министерство здравоохранения, чтобы пересмотрели предельные цены. Но ничего не было предпринято, министерство решило сдерживать цены. Многие вынуждены были сократить объёмы производства, отсюда и дефицит лекарств.
Наше предприятие перестало производить пару препаратов. По большей части пришлось работать в ноль, лишь бы сохранить рабочие места.
"Никто не собирается наживаться во время пандемии, но цены не актуальные"
Сауле Макишева – председатель правления ТОО "Dolce"
Мы увеличили объёмы производства с учётом потребности рынка. Если раньше мы производили 100 000 штук масок в день, то сейчас 300 000 штук. Если раньше потребности в комбинезонах вообще не было, то сейчас мы производим 50 000 комбинезонов в месяц.
С перчатками возникла проблема. В Казахстане их не производят, завозят из Малайзии, Таиланда. Сейчас очереди на заводах этих стран.
Предельная цена на маски в розницу установлена не больше 85 тенге. Наша отпускная цена – 96 тенге. В масках самое дорогое фильтр, состоящий из волокнистого активированного угля. До пандемии килограмм такого фильтра стоил 1000-1200 тенге, сейчас – 60 000 тенге.
Мы считаем, что нужно пересмотреть цены. Никто не собирается наживаться во время пандемии, но цены не актуальные. Например, стерильные перчатки мы продаём "СК-Фармация" по цене, которая не менялась с 2015 года – 30 тенге. Сейчас перчатки на складе есть, но мы не отгружаем их, потому что себестоимость их 150 тенге.
Читайте также: Как лечиться дома от пневмонии, вызванной Covid-19
Мы с мая не можем заключить контракт на обеспечение средствами индивидуальной защиты. Недавно был скандал, что на складах "СК-Фармация" есть маски, но их не отгружают. У нас тоже на складах есть изделия, но из-за того, что нет контракта, мы не можем их отгрузить.
Мы могли бы завезти парацетамол, но на регистрацию уйдёт год. Пока мы её получим, уже некого будет спасать. Если эти лекарства имеют международные сертификаты, используются во всём мире, зачем лишние бумаги?
Мы нашли комбинезоны для врачей, заплатили за товар, но не можем завезти в Казахстан. Нам говорят: "Принесите письмо из акимата, что комбинезоны действительно нужны". Иначе пропустят на границе как медицинский товар и насчитают высокий НДС. В таких условиях трудно поставлять лекарства и средства защиты.
"Надо увеличить список безрецептурных препаратов"
Марина Дурманова – президент ассоциации поддержки и развития фармацевтической деятельности РК
Запасы завезённых в Казахстан лекарств и сырья были рассчитаны на другой уровень заболеваемости. Никто не смог просчитать, что будет такая вспышка. Сейчас ажиотаж по лекарственному обеспечению уже идёт на спад, только не во всех регионах. Нехватка наблюдается в Караганде, Восточно-Казахстанской области.
Есть предложения, которые помогли бы снять напряжение по обеспечению лекарствами. Например, разрешить разовый ввоз препаратов в упаковке, не утверждённой Министерством здравоохранения. Допустим, завод произвёл препараты для одной страны, но она не выкупила их, а Казахстан мог бы купить.
Есть предложение увеличить список безрецептурных препаратов, чтобы как можно меньше ходить к врачам. Даже врачи болеют, попасть на приём сложно. Мы просим, чтобы пациентам с хроническими заболеваниями отпускали препараты не только в государственных аптеках при больницах, но и в частных, потому что во многих больницах медперсонал болеет. Тогда у населения будет меньше проблем с получением лекарств.
"Некоторые лекарства мы производим с отрицательной доходностью"
Ирина Чублукова – директор по доступу на рынок компании Santo, АО "Химфарм"
Около 80% нашей продукции поставляется в рамках госзакупок в больницы по контракту с "СК-Фармация". Также имеются контракты с крупнейшими дистрибьюторскими компаниями, которые поставляют лекарства по всей стране.
Что касается цен на наши лекарства, то они утверждаются Министерством здравоохранения как для поставок в рамках госзакупок, так и для оптово-розничной продажи.
Цены не могут быть выше установленных предельных, так как это грозит серьёзными последствиями, вплоть до потери лицензии. Если производитель и меняет цену, то из-за стоимости сырья. Из-за пандемии Covid-19 во всём мире подорожало сырьё. Но цены на лекарства для поставок в больницы мы не повышаем, потому что связаны контрактом с "СК-Фармация" на 2020 год.
Работать становится сложнее. Некоторые лекарства мы производим с отрицательной доходностью, но мы продолжаем работать в таких условиях, – это наша социальная ответственность.
Примечание: в конце июля в Казахстане изменятся цены на лекарства. Минздрав пересмотрел предельные цены в сторону повышения.