Как пациенты могут получить информацию о лекарстве, и что такое фармаконадзор, рассказали в компании SANTO
Региональный руководитель по клиническим исследованиям и фармаконадзору SANTO Тимур Веремеенко рассказал корреспонденту NUR.KZ о том, почему обращаться к производителю лекарств эффективнее, чем искать ответы в интернете.
Тимур Веремеенко
Региональный руководитель по клиническим исследованиям и фармаконадзору SANTO
— Тимур Николаевич, как SANTO работает сейчас, спустя два года после начала пандемии?
— Как и прежде, важнейшим приоритетом компании остается качество. С 2011 года компания SANTO входит в группу компаний Polpharma, крупнейшего европейского фармацевтического производителя. Наши качественные подходы регулируются не только национальными стандартами Казахстана, но и имплементированы в корпоративные практики Polpharma. Наша цель - помогать людям вести здоровый образ жизни в здоровом мире. И в этом все. Когда мы столкнулись с пандемией, то произошла проверка на прочность.
Мы создали из нашего производства крепость, куда не проникло заражение. Нести флаг лидирующего отечественного производителя лекарств нам помогают последовательные шаги и качественный подход на всех этапах: в производстве, регистрации, дистрибьюции. А также пострегистрационных мероприятиях, частью которых является фармаконадзор.
— Что представляет собой фармаконадзор?
— Фармаконадзор — это действия производителя, держателя регистрационного удостоверения препарата, направленные на выявление, анализ, оценку и предотвращение всех нежелательных последствий, которые могут возникнуть вследствие применения лекарственных препаратов. Фармаконадзор — это один из столпов, на которые опирается компания с момента, как пользователь приобретет препарат.
Наша задача — следить за всем, что происходит на рынке, поскольку в нашем контроле находится огромный портфель препаратов, держателем удостоверения которых является наша компания. На фармаконадзоре лежит огромная ответственность с момента попадания препарата в аптеки до использования потребителем. Фармаконадзор Polpharma является одним из самых эффективных в Восточной и Западной Европе. С момента присоединения SANTO, Polpharma проводит большую работу в части внедрения европейских стандартов фармаконадзора в Казахстан.
— Что такое фармаконадзор для потребителя?
— У потребителя есть возможность связываться с производителем напрямую. Он может зайти на наш сайт, выбрать вкладку «Фармаконадзор»и заполнить «желтую карту» на тот или иной препарат. Например, рассказать о нежелательном побочном эффекте. Инструмент «желтых карт» очень прост и понятен в применении. Кроме того, можно позвонить по телефонам, которые указаны на нашем сайте и в инструкциях к препаратам. Служба работает 24/7. Также можно обратиться на сайт нашего регулятора. В Казахстане фармаконадзор развивается семимильными шагами и в этом активно участвуют регуляторные органы. Это самый эффективный вариант: когда выстраивается цепочка взаимодействия между потребителем и производителем, средним звеном которой является национальный регулятор.
Помимо вопросов, связанных с нежелательными реакциями на лекарственные препараты, служба фармаконадзора ежедневно сталкивается со всевозможными медицинскими запросами от наших потребителей. К медицинскому запросу можно отнести любое обращение потребителя, требующее разъяснение с медицинской точки зрения. Все без исключения медицинские запросы должным образом оформляются и заносятся в глобальную базу медицинских запросов Polpharma. Данный вид обращения наших потребителей является для компании дополнительным инструментов сбора данных о том или ином препарате.
— С какими вопросами обращаются потребители?
— Часто вопросы касаются комбинации препаратов с другими лекарствами. Иногда даже врачи затрудняются ответить на эти вопросы и отправляют пациентов к производителю лекарств. Если и нам требуется время для точного ответа, то мы направляем вопрос в головной офис, в Польшу, где его также отрабатывают в кратчайшие сроки. Иногда люди спрашиваются о совместимости препаратов с теми или иными продуктами питания. Также часто вопросы касаются эффективности и составов лекарств.
— Почему фармаконадзор важен для потребителя?
— Он важен для всех, но для потребителя это ресурс, который требует меньше всего энергии. С его помощью можно получить профессиональный ответ и не тратить время на поиск в интернете. Тем более, советы непрофессионалов часто могут быть вредны. По образованию я являюсь психиатром-наркологом, поэтому знаю, что, когда человек находится в стрессовой ситуации, ему очень сложно отфильтровывать достоверную информацию от ложной. Чтобы экономить свои ресурсы, время и получить профессиональный ответ, который вам точно поможет, лучше использовать инструмент фармаконадзора.